воскресенье, 8 октября 2017 г.

Мне имя - Марина

8 октября 2017 – 125 лет со дня рождения русского поэта, прозаика, переводчика
 Марины Ивановны Цветаевой (1892-1941)

Марина  Цветаева

Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти —
Тем гроб и нагробные плиты…
— В купели морской крещена — и в полете
Своем — непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной — воскресаю!
Да здравствует пена — веселая пена —
Высокая пена морская!


В каждом луче света, в каждой дождинке, льдинке, снежинке черпала вдохновение Марина Цветаева. Об этом говорят циклы стихов: «Облака», «Деревья», «Ручьи», «Сугробы» и даже «Куст» и «Овраг». Её одинаково вдохновляли комета, солнце, морская раковина, яблонька, бузина, рябина, астры и спелая рожь…
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Марина Цветаева родилась в Москве. Трогательное название её стихотворения «Домики старой Москвы» передает искреннюю любовь к родному городу, городу её детства. Москва для неё – Страстная площадь, памятник Пушкину, Музей изобразительных искусств на Волхонке, который основал её отец, золотые церкви и дивное московское небо. Московская тема постоянно присутствует в её стихах.
Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Все исчезаете вы,
Точно дворцы ледяные
По мановенью жезла.
Где потолки расписные,
До потолков зеркала?
Где клавесина аккорды,
Темные шторы в цветах,
Великолепные морды
На вековых воротах,
Кудри, склоненные к пяльцам,
Взгляды портретов в упор…
Странно постукивать пальцем
О деревянный забор!
Домики с знаком породы,
С видом ее сторожей,
Вас заменили уроды, —
Грузные, в шесть этажей.
Домовладельцы — их право!
И погибаете вы,
Томных прабабушек слава,
Домики старой Москвы.
Весной 1911 года 19-летняя Марина в Крыму, в Коктебеле, живя у Максимилиана Волошина, старшего верного друга, благословившего её на путь поэзии, встретилась с Сергеем Эфроном. Сергей Эфрон был круглым сиротой, сыном революционных деятелей, на год моложе её.
В январе 1912 года Цветаева вышла за Эфрона замуж.  В сентябре 1912 года у них родилась дочь Ариадна – Аля, потом дочь Ирина и сын Георгий – Мур.
Любовь Цветаевой и Эфрона и счастлива, и трагична. Сергей Эфрон участвовал в белом движении, затем, в эмиграции, так тосковал по родине, что стал членом «Союза возвращения на родину». В 1939 году, уже в России, был арестован.
Стихи Марины Цветаевой о любви прекрасны, взволнованы, и часто печальны.
Под лаской плюшевого пледа
Вчерашний вызываю сон.
Что это было, чья победа,
Кто побежден, кто побежден?
Все передумываю снова,
Всем перемучиваюсь вновь.
В том для чего, не знаю слова,
В том для чего, не знаю слова.
Была ль любовь?
Кто был охотник, кто добыча,
Все дьявольски наоборот.
Что понял длительно мурлыча
Сибирский кот, сибирский кот.
В том поединке своеволий
Кто в чьей руке был только мяч,
Чье сердце? Ваше ли, мое ли,
Чье сердце? Ваше ли, мое ли,
Летело вскачь?
И все-таки, что ж это было,
Чего так хочется и жаль,
Так и не знаю, победила ль,
Так и не знаю, победила ль,
Побеждена ль, побеждена ль?

***
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной -
Распущенной - и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью - всуе...
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня - не зная сами! -
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,-
За то, что вы больны - увы! - не мной,
За то, что я больна - увы! - не вами!

34 комментария:

  1. Ирина Михайловна, добрый день! Люблю стихи Марины Цветаевой, она ведь считается ключевой фигурой в мировой поэзии 20 века. Писала стихи не только на русском , но и на немецком и особенно на французском.
    Мы с Вами разные,
    Как суша и вода,
    Мы с Вами разные,
    Как лучик с тенью.
    Вас уверяю - это не беда,
    А лучшее приобретенье...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Владимировна! Спасибо за замечательный комментарий, да еще со стихами Марины Цветаевой! У меня совсем небольшой пост в память о Марине. Светлая ей память!

      Удалить
  2. Спасибо, Ирина Михайловна, за этот пост в память о М.Цветаевой. Приглашаю в виртуальное путешествие по музеям Цветаевой.

    ОтветитьУдалить
  3. Ира! Обожаю Марину Цветаеву, часто перечитываю её стихи. Спасибо за пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, я даже не знала, что ты любишь Марину Цветаеву! Постоянно неожиданно узнаю что-то новенькое о любимой подруге.

      Удалить
  4. Иринка, сколько бы времени не прошло, а поэзия Цветаевой остается востребованной!Сколько у неё прекрасных стихотворений о любви!На многие из них написаны песни, которые всегда слушаю с удовольствием! Замечательный пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я сегодня слушала замечательные песни на слова Марины Цветаевой в блоге "Вокруг книг". Люблю ее многие стихи!

      Удалить
  5. Ирина, спасибо за пост! Обожаю Цветаеву! Чистая и честная у неё была душа!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Инна, спасибо! Марина Цветаева - замечательный поэт!

      Удалить
  6. Ирина Михайловна, спасибо за пост! Очень люблю ее творчество.
    В конце прошлого года проводили среди своих читателей акцию-опрос, так большинство назвало Марину Цветаеву самой любимой поэтессой из поэтов-юбиляров 2017 года. Так что, к счастью, до сих пор ее помнят, любят и читают, в том числе молодое поколение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Агния, как хорошо, что Марину любят и помнят, и не только в России.

      Удалить
  7. Ирина! Очень люблю стихи Цветаевой!
    В юности глубокий след оставила пьеса "Червонный валет"...
    Большое спасибо за пост о Марине Цветаевой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, пост совсем небольшой. О Марине Цветаевой можно говорить и писать очень много. Спасибо, что вспомнили вместе со мной.

      Удалить
  8. Ирина Михайловна, здравствуйте. Какие нежные стихи. Её творчество всегда будет вызывать восторг. Спасибо, что написали статью, интересно читать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Анатольевна, здравствуйте! Спасибо, что вместе со мной вспомнили и поклонились памяти Марины Цветаевой.

      Удалить
  9. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
    Цветаева - это нечто! В разные годы в разные политические режимы её то славили, то отвергали. Простые строчки "от души", без пафоса и лести - в этом вся Марина.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, как здорово, что так много друзей-блогеров вместе со мной сегодня хранят в своем сердце память о замечательном русском поэте.

      Удалить
  10. Спасибо, Ирина Михайловна, за публикацию в память о Марине Цветаевой. Очень люблю творчество.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, здравствуйте! Как здорово, что все мы здесь собрались на страничке моего блога, чтобы почтить память о Марине Цветаевой.

      Удалить
  11. Марина - рябина! Её стихи хочется перечитывать и грустить над её печальной судьбой, думать - сколько не написано.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна! Я опубликовала мои любимые стихи! Так грустно читать о жизни Марины Цветаевой! Сколько еще могла бы написать!!!

      Удалить
  12. Ирина Михайловна, спасибо за рассказ о судьбе и творчестве Марины Цветаевой

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Геннадьевна! Как здорово, что и вы почтили память Марины Цветаевой, замечательного поэта!

      Удалить
  13. Ирина Михайловна, спасибо большое! Пригодится материал в 11 классе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алла Юрьевна! Как замечательно, что Цветаева есть сейчас в школьной программе. Когда я училась в школе, мы не изучали ее творчество.

      Удалить
  14. Как рябиновые грозди рассыпаны посты по всему интернету о Цветаевой... Читаю и наслаждаюсь! Спасибо, Ирина Михайловна! Моя любимейшая поэтесса!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Витальевна! Вы тоже любите стихи Марины! Здорово! Многие блогеры вчера-сегодня опубликовали посты, чтобы почтить ее память!

      Удалить
  15. Тоже очень уважаю и люблю творчество Марины Цветаевой. В память о ней приняла участие в акции "Моя Цветаева".
    Спасибо вам за этот торжественный пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Сергеевна, такая акция тоже была в Вике-Сибириаде? Здорово! Интересно!

      Удалить
  16. Спасибо, что написали о Марине Цветаевой! Не сомневаюсь, что ее творчество будет волновать сердца многих молодых читателей!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина Цветаева - замечательный, любимый поэт. Спасибо, что почитали пост.

      Удалить
  17. Спасибо, Ирина Михайловна за пост!В память об одной из самых загадочных поэтесс Серебряного века мы с учениками 11 класса провели музыкально-литературную гостиную, где наслаждались ее замечательными стихами и песнями на ее стихи

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Александровна, а пост о проведении мероприятия вы не будете делать? Интересно! Я очень люблю литературные гостиные.

      Удалить